«Как реформировали адвокатуру Франции». Новая адвокатская газета

27/08/2015

Новая адвокатская газета №12, 2015г


Первое слияние

К 70-м годам прошлого века в правовой системе Франции на поприще юридической деятельности царили сумбур и многообразие: судебное представительство по уголовным и гражданским делам осуществляли несколько типов разно-уполномоченных юристов, а консультации по законодательству признавались гражданской компетенцией любого сведущего.

На этом фоне в 1971 году Министерство юстиции Франции инициировало объединение существующих сословий профессиональных юристов: поверенные в судах первой инстанции и поверенные в торговых судах (гражданские дела по торговым сделкам) были включены в состав адвокатуры. Это был первый этап реформы свободной юридической профессии во Франции, который наступил не только по причинам изменений в французской правовой системе, но также в силу общественных и экономических реалий. Демократизация институтов государства требовала доступной и прозрачной для населения системы судебного представительства, исключающей прежнюю сложную иерархию допущенных к суду функционеров права.

Однако на этот переходный период будущий союз адвокатов и частнопрактикующих юристов было решено подготовлять путем (средствами) постепенной регламентации деятельности последних, мерами широкой их организационной идентификации, с занесением в определенные реестры, стимулированием создания профессиональных объединений, основанных на принадлежности к юридической деятельности.
Ради упрощения и прозрачности судебного представительства – в этом был резон - необходимо было положить конец своеобразной процессуальной конкуренции между союзниками, между ораторствующими адвокатами и подготавливающими им документы поверенными.

Новое законодательство об адвокатуре внесло ясность и в территориальную организацию членов адвокатского сословия. При этом устанавливалась, что адвокаты должны были отныне состоять палатах, образуемых относительно существующих судов определенной инстанции (в нашем понимании – апелляционных судов регионов), то есть граница территориальной подсудности судов второй инстанции определяла и территорию дислокации адвокатов, объединяемых в одноименную палату. Судебное представительство, таким образом, получило некоторое упорядочивание применительно к фактору проживания адвоката на территории юрисдикции суда определенной инстанции.

Положительными моментами первого слияния на юридическом поприще принято считать следующие:
- закон заложил основы единой нормативной платформы деятельности адвокатских палат Франции, создал почву для разработки унифицированной деонтологии профессии, что вскоре привело к возникновению модельного, а затем и местных Регламентов внутренних правил адвокатской профессии,
- закон легализовал институт «мультипредставительства», судебной открытости для адвокатов, которым прежде чинили препятствия судебные столоначальники на местах, ревниво полагавшие «всяк сверчок –знай свой шесток»;
- новый текст клятвы адвоката предусматривал верность не только закону, но и закону об адвокатской профессии, и особо – соблюдению «правил самой профессии»;
- впервые на законодательном уровне был установлен и введен статус «несамостоятельного» адвоката – «адвокат, совместно практикующий». Это было признанием существования адвокатов разного, скажем так, калибра, разного внутрисословного статуса.

Первый этап реформы адвокатуры выявил и ряд непримиримых тенденций, наибольшим образом заметных в сфере государственного регулирования этого дела. Поскольку государство повлияло на формат развития адвокатуры, оно было вынуждено выявлять и соблюдать баланс интересов населения и лиц, состоящих в адвокатуре.

1. Юридическая помощь для неимущих

Определенная критика реформы адвокатуры привела к необходимости принятия 5 января 1972 году закона о юридическом (условно!) соцобеспечении, страховании за счет государства судебных платежей, о «национализации» судебных расходов малоимущих граждан.

Поскольку адвокаты (профессиональная этика которых исторически в вопросах гонорара наиболее щепетильна, поощряет освобождение от уплаты гонорара для малоимущих) существуют на гонорар клиента, а поверенные в судах, напротив, получали долю из собственно судебных пошлин и сборов, взимаемых со сторон, - потребовалось устранить неопределенность в вопросе о том, кто обеспечивает доступ к правосудию для малоимущих, для тех, кому государство гарантировало право безвозмездного обращения в суд при рассмотрении гражданских дел?

Государство обязалось принять на себя эту долю. С 1972 года юридическое "социальное обеспечение" во Франции осуществляется путем страхования государством расходов в связи с предоставлением юридических услуг малоимущим: страховой полис покрывает гонорар адвоката. В том же году во Франции была создана государственная система содействия малоимущим лицам в судебных расходах. Во вновь созданную службу адвокаты направили уведомления о применяемых тарифах, о существующей гонорарной традиции, что позволяло установить ценовой паритет между размером оказываемой государством тяжущемуся населению поддержи и размером компенсации адвокатам, участвующим в защите прав малоимущих.

В этот период обнажилось, что защита лиц «по праву бедности», которая всегда была особым предназначением адвокатуры, которая является символом правозаступничества, допуском к праву на судебную трибуну, - теперь образует значительную брешь в пенсионном обеспечении адвокатов, смущает их преданность независимому судебному представительству. Вдруг выяснилось, что такая форма компенсации за адвокатский труд поставила на грань выживания провинциальных адвокатов, обязанных защищать неимущих за гроши.

Законодатели и судебная власть Франции продолжали и продолжают искать эквилибриум, баланс публичных и частных интересов между правом на бесплатную защиту, которое гарантировано государством, и правом на гарантированную и достойную оплату судебного представительства.

2. Новое налогообложение

Фискальная политика государства по отношению к новой адвокатуре не отличалась либерализмом и налоговое напряжение на профессию адвоката было усилено.
Клиенты стремятся заплатить поменьше и мимо кассы адвокатского кабинета, но хотят публичного оформления условий договора с адвокатом; адвокаты не торопятся увеличивать налоговые отчисления и не стремятся детально регламентировать свои обязанности перед клиентами; государство не хочет мириться с непрозрачностью юридических услуг.

Выход найден: в 1973 году государством вводится специализированная негосударственная финансовая служба при адвокатуре – Счетная палата адвокатов (перевод автора) - ANAAFA.

Эта система одновременно позволяла обеспечивать, с одной стороны, некую «котировку» гонораров, стоимости адвокатских услуг перед лицом фискальных органов, обеспечивающую презумпцию их обоснованности, урегулированности и администрирования платежей. При этом, служба, собирающая информацию о текущих размерах гонорара, удерживала адвокатов от внезапного увеличения тарифов на услуги против ранее заявленных.

С другой стороны, такая Счетная палата адвокатов стала инструментом обеспечения их интересов в спорах с клиентами и фискальными органами, мощным средством содействия и обеспечения налоговой и финансовой безопасности адвокатов.

3. Развитие встречного страхования

Государство, выделяющее средства на оплату юридической помощи населению, желало удостовериться в защите своих расходов и потребовало от адвокатов приступить к страхованию профессиональной ответственности. Рачительный клиент всегда ищет путь возврата платежей, поэтому французское правительство обусловило выплату госкомпенсации за юридические услуги лишь тем адвокатам, которые обеспечили себя профессиональной страховкой.

Второе слияние

Спустя двадцать лет после первого слияния в адвокатуру, на основании Закона от 31 декабря 1990 года, произошло второе и наиболее грандиозное объединение практикующих юристов Франции.

Очевидно, что изменившиеся экономические и социальные условия тогдашней Франции, страны, стоящей у истоков Евросоюза, новые правоотношения между государственными органами и участниками публичных и экономических процессов, потребовали расширения круга организованных юридических советников за счет свободных юрисконсультов, частнопрактикующих юристов и т.п., фактически уже вовлеченных в рынок правовой помощи.

Заметно окрепшая организационно и количественно адвокатура Франции к 90-м годам позволила впустить в себя огромное количество свободных, частных юристов. Абсорбция проходила корректно и согласованно. К тому моменту подавляюще большинство частников существовали в организациях типа «некоммерческое общество профессиональных юристов», «общество свободной регулируемой профессии юристов» и т.д. Законодатель установил критерии допуска в адвокатуру: любой самостоятельно практикующий более нескольких лет, либо состоящий в организациях юридической практики не менее 3 лет, либо имеющий особое признание (степень, звание) в области юриспруденции – может быть внесен в реестр адвокатов соответствующей палаты по заявлению, если признает правила профессии и принесет соответствующую клятву.

В результате объединительных процессов в течение 1991 -1993 года количество адвокатов Франции увеличилось с 18000 до 38000 тысяч.

Таким образом, с 1 января 1992 года во Франции создана новая профессия, члены которой стали носить звание адвоката: юрисконсульты (conseil juridique) получили право становиться членами орденов адвокатов. Теперь юрисконсульты вправе заниматься адвокатской деятельностью, а адвокаты могут исполнять функции юрисконсульта.

Таким образом, новая детализация и регламентация внутрикорпоративных профессиональных отношений адвокатов, дробление компетенции при сохранении статуса, а также включение в орбиту организованной юридической деятельности отношений консалтинга и публичного представительства (когда в адвокатуру пришли специалисты в области юридического консалтинга, правового аудита, банкротных и ликвидационных процедур, а также представители в иммиграционных, таможенных и муниципальных процессах) - на почве этих тенденций, впервые в истории Франции возник феномен, профессия «Большого адвоката», который универсально готов обеспечивать клиента внесудебными консультациями, специализированным правовым консалтингом, а также вести его судебные дела, от интеллектуальных споров до уголовного процесса. Адвокат наконец стал и советником, и представителем в одном лице.

Государство при этом позаботилось о единообразном подходе и понимании в регулировании этого процесса.

Сначала было дано законодательное закрепление понятиям «юридическая помощь», «представитель в судебном процессе», «составление правовых документов», « консультации по законодательству», и определено, что этим вправе заниматься лишь адвокаты, а адвокатами вправе именоваться лишь те, кто состоит в палате адвокатов.

А в 1992 году в Уголовный кодекс Франции была внесена статья, предусматривающая уголовную ответственность за занятие вышеизложенным лицами, не состоящим в реестре адвокатов, а также за присвоение или употребление незаконно наименований или статуса адвоката, которая предусматривала уголовную ответственность за нарушение этого запрета вплоть до лишения свободы.

Сегодня признается, что в результате реформ часть французской адвокатуры не избежала коммерциализации в конце XX века.

Наиболее распространенными коллективными формами работы адвокатов во Франции ныне являются ассоциации и гражданско-профессиональные товарищества. Кардинальное отличие этих двух форм, влекущее за собой все остальные отличия, заключается в том, что адвокаты ассоциаций оказывают юридическую помощь лично, а в товариществе таковым лицом является само товарищество. Следовательно, товарищества ориентированы на работу с корпоративными предпринимательскими объединениями, в то время как адвокаты ассоциаций - с гражданами.

Во Франции есть и иные коллективные формы адвокатских образований, направленные как на содействие организации работы адвокатов в избранных ими формах адвокатских образований, так и предусматривающие различные режимы участия адвокатов в товариществах коммерческого типа: "гражданское товарищество с объединенными средствами"; "групповая адвокатская контора"; "объединение экономического стимулирования", "товарищество либеральной профессии с ограниченной ответственностью"; "товарищество либеральной профессии акционерного типа"; "товарищество либеральной профессии командитно-акционерного типа".
Несомненно, что изменение в конце XX века форм организации работы адвокатов во Франции было вызвано влиянием на этот процесс опыта организации работы адвокатских фирм в США.

Но при этом все же подчеркнем, что формообразовательные процессы не повлекли изменений в содержательных основах адвокатской профессии. Принципы независимости, правила об адвокатской тайне, конфликте интересов, судебная и корпоративная этика – остались незыблемыми и не были размыты или ущемлены с появлением огромного числа новообращенных. Законодатель лишь более подробно их постулировал в новых актах об адвокатской профессии, а само адвокатское сообщество продолжает поддерживать высокую планку традиций и основ адвокатуры.

Сергей Бородин
Вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов
Управляющий партнер Адвокатской конторы «Бородин и Партнеры»

 

Поделиться