Генпрокурор Краснов возглавит силовое крыло российской дипломатии

В Госдуму поступили законопроекты, расширяющие полномочия Генеральной прокуратуры (ГП), которая по Конституции теперь находится в прямом подчинении президента. Ранее Владимир Путин согласился с предложением генпрокурора Игоря Краснова сделать его структуру главной по взаимоотношениям РФ с международными юридическими институтами, в том числе Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Президентская инициатива узаконивает этот статус ГП и, более того, поручает именно ей стать своего рода силовым крылом российской дипломатии. Например, ведомству дается право направлять в ЕСПЧ иски против других членов Совета Европы (СЕ). Судя по всему, это будет часть нового механизма по выявлению недружественных России государств и оказанию на них пока мягкого давления. Видимо, одной из первых мишеней для Краснова станет Украина, в приоритете также будут Чехия и балтийские страны. Как раз их председатель Госдумы Вячеслав Володин 1 июня предостерег от продолжения антироссийской политики.

Депутаты уже начали работу над двумя проектами, которые 1 июня направил в Госдуму глава государства. Один из документов чисто технический: поправкой к закону о Конституционном суде (КС) устанавливается, что право запроса о законности какого-либо внешнего для России решения теперь будет и у ГП. Ранее данное полномочие было лишь у президента, правительства и Верховного суда.

Напомним, что в соответствии с новой редакцией Конституции формулировка запроса выглядит так – «о возможности исполнения решения межгосударственного органа вследствие того, что в части, обязывающей РФ к принятию мер по его исполнению, данное решение основано на положениях международного договора РФ в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции РФ». Еще один повод для прихода ГП в КС – это противоречие некоего международного решения «основам публичного правопорядка в РФ». В эту формулу, похоже, можно будет вписать негодующие указания ЕСПЧ в адрес России практически по любому поводу – от запрещаемых гей-парадов до разгоняемых акций оппозиции.

В законопроекте есть уточнение, что ГП будет принимать решения об обращении в КС либо после консультаций с Минюстом, либо «на основании собственного вывода о невозможности исполнения решения межгосударственного органа». Чтобы делать такого рода выводы, надо иметь соответствующий аппарат. В прямом смысле этого слова – в виде профильного департамента и в переносном – в смысле соответствующей компетентности в вопросах внешней политики и международного права. Вот как раз об этом все и написано во втором президентском законопроекте, который дополняет действующий закон о прокуратуре необходимыми новациями.

К примеру, устанавливается полномочие ГП по обеспечению представительства и защиты интересов РФ во всех возможных международных органах и судах.
Для этого образуется зарубежный аппарат в качестве отдельного структурного подразделения. Ведомство Краснова не будет заниматься спорами России с другими государствами – если только они не проходят в рамках ЕСПЧ. И в дальнейших статьях законопроекта это уточнение раскрывается более подробно. Оказывается, что речь идет об очевидном ужесточении внешнеполитического курса РФ. Потому что ГП «подает в ЕСПЧ от имени РФ жалобы о нарушении другими государствами – членами СЕ положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (ЕКЧП). Более того, заграничный аппарат Краснова получает право требовать от ЕСПЧ привлечь Россию в качестве третьей стороны при рассмотрении жалобы одного члена СЕ на другого.

Если изложить это более понятным языком, то получается, что власти РФ могут подать иск в ЕСПЧ, скажем, против Украины, балтийских стран или, положим, Чехии. Либо настаивать, чтобы российские представители участвовали в процессе, если, к примеру, партия Виктора Медведчука «Оппозиционная платформа – За жизнь» обратится в Страсбург из-за гонений на нее со стороны киевских властей. Кстати, 1 июня спикер Госдумы как раз и опубликовал в соцсетях пост с претензиями и требованиями именно к Украине, прибалтийским республикам и все той же Чехии. Володин настаивает, что они должны извиниться перед РФ за свое недружественное поведение и, наконец, вспомнить, что «русский мужик долго запрягает, но быстро едет». Таким образом, недавно созданный по указу Путина механизм выявления недружественных России стран с последующими для них неприятностями разного рода продолжает обрастать подробностями. Одной из них точно будет активизация ведомства Краснова в ЕСПЧ. Понятно, что ГП не будет полностью самостоятельной внешнеполитической структурой, закон предписывает ей согласовывать свои решения с МИДом и другими госорганами, но вот о том, что у российской дипломатии отрастает некое силовое крыло, говорить, очевидно, можно. А главное, что ГП после поправок к Конституции стало чисто президентским инструментом, это подчеркнуто и в нынешнем законопроекте: полпреда РФ в ЕСПЧ Путин назначит лично после представления Красновым.
Эксперт по работе с ЕСПЧ Антон Рыжов напомнил, что Россия никогда не подавала иски против других стран СЕ, причем вовсе не потому, что этого нет среди полномочий Минюста или МИДа. Ст. 33 ЕКПЧ прямо предусматривает право любого государства – члена конвенции инициировать межгосударственные дела. «Но нужно понимать, что подобный шаг весьма ответственен, и в отсутствие разумных оснований для подачи иска государство рискует как подмочить свою репутацию, так и рассориться со страной-ответчиком», – пояснил Рыжов. По его подсчетам, всего межгосударственных дел в ЕСПЧ не так уже и много: с середины 50-х годов – 27 случаев. Причем 15 из них – в XXI веке. И 9 из этих 15 исков как раз поданы против России от двух стран – Грузии и Украины. Из прочих дел можно выделить разве что три иска, связанных с прошлогодним конфликтом Армении и Азербайджана. «Почти все межгосударственные дела так или иначе касаются ситуаций вооруженных конфликтов или иных кризисных отношений между странами. Но есть и случаи, когда в жалобе решалась судьба отдельных индивидов. Так, в 2000 году Турция заключила с Данией мировое соглашение после жалобы датчан на бесчеловечное обращение с их соотечественником, задержанным в Турции. Не исключено, что и Россия, все чаще заявляющая о защите прав своих граждан за рубежом, в будущем намерена инициировать подобные дела в Страсбурге. Хотя эта амплитуда – между периодическими «выходами» из СЕ и одновременно с этим планами наступательного поведения в ЕСПЧ – выглядит довольно странно», – констатировал эксперт. В целом же, по его мнению, закрепление в законе «О прокуратуре» подобных полномочий по подаче жалоб в отношении других стран, с одной стороны, вопрос технический, а с другой – все-таки есть повышение статуса нормативного акта о представительстве РФ в ЕСПЧ: закон вместо указа президента от 1998 года. Это может способствовать более отлаженному механизму подготовки возражений на жалобы индивидуальных лиц, оперативному получению материалов дел из регионов и т.д., считает Рыжов.

Советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Бородин уточнил, что лишь некоторые из межгосударственных разбирательств завершились окончательным постановлением по существу. Он добавил, что кроме активности Грузии и Украины в адрес России была еще и жалоба «Нидерланды против России» по поводу обстоятельств крушения 17 июля 2014 года лайнера, совершавшего полет рейсом MH17 из Амстердама и потерпевшего крушение над самопровозглашенной ДНР. Эксперт подчеркнул, что повышение правого статуса актов, определяющих полномочия прокуратуры, – это, собственно, исполнение РФ рекомендаций того же СЕ о том, чтобы «функции, статус, независимость и полномочия прокуратуры (прокуроров) определялись на максимально высоком законодательном уровне – в Конституции каждого государства». Что же касается теоретической возможности России подавать в дальнейшем иски против других стран, то, безусловно, это можно предполагать, заметил Бородин: «Споры между государствами все чаще переносятся в органы международного правосудия, число которых в настоящее время превысило два десятка. Правда, процедуры в них длятся годами, есть проблема эффективности такого средства решения межгосударственных споров, нередко требующих срочного разрешения». По его мнению, если в сфере защиты прав человека региональные суды – европейский, межамериканский и африканский, а также специализированные суды в общем доказали достаточно высокую эффективность, то использование этих судов для урегулирования конфликтов между государствами вызывает неоднозначную оценку.

Управляющий партнер Бородин Сергей Владимирович