Как вернуть деньги за путевку у недобросовестного туроператора: тактика защиты в суде
В деле компании «Библио-Глобус Оператор» (Определение ВС РФ №2-5577/2018) организация реализовывала путевки через агента — «ТК Алина Тур», который и продал заказчице тур по договору. В нем на существование туроператора указывало лишь его английское название. Девушка не смогла отправиться в поездку из-за болезни и попросила турагента перенести дату выезда или минимизировать расходы по договору. Агент согласился возвратить лишь свое вознаграждение — 2722 рубля при стоимости тура в 53 тысячи рублей.
Отсутствие информации о туроператоре в договоре повлияло на исход дела. Покупательница не знала его русского наименования, почтового адреса и реального местонахождения и не могла обратиться за возвратом средств напрямую. Турагент, однако, информацию о ее болезни и желании расторгнуть договор туроператору не передал. «Библио-Глобус Оператор» ошибочно построила свою позицию на этом незнании, — подчеркивает Олеся Спиричева. Но и апелляция, и Верховный суд признали — при добросовестном поведении турагента была возможность сократить расходы фирм и вернуть деньги пострадавшей. Тем не менее, стоимость тура, а также взысканный с фирмы штраф ей вернул уже суд.
Законодатель предусмотрел возможность одностороннего отказа от договора для каждой из его сторон, если изменились существенные обстоятельства (ч. 5 и 6 ст. 10 Закона №132-ФЗ). К этим случаям относится все, что произошло не по вине туриста. Он может потребовать расторжения договора, компенсировав туроператору или турагенту фактически понесенные расходы. Адвокат конторы напоминает — сначала продавец должен их обосновать.
Несмотря на то, что у нас не используется судебный прецедент, суды руководствуются правовыми позициями Верховного суда при вынесении решений. Поэтому вы можете использовать это дело для доказывания своей правоты в похожей ситуации.