Мораторий на проверки продлили до 2030 года

Плановых проверок будет мало, но предписания снова выдают при любых нарушениях. И для этого достаточно профилактического визита.

В 2022 году до вступления в силу Постановления №372 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства РФ» от 10.03.2023 г. действовал запрет на выдачу предписаний по тем нарушениям, которые не касались возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, и непосредственной угрозы причинения вреда жизни и здоровья, только тяжкого.

Указанным Постановлением №372 от 10.03.2023 г. отменен ранее действующий запрет на выдачу предписаний. В настоящее время, контролирующие органы после проведения соответствующих контрольных, надзорных мероприятий вправе выносить предписания по любым, даже незначительным нарушениям.

Законодателем было введено понятие — профилактический визит «по поручению». И от него нельзя отказаться несмотря на существующие «джентльменские договоренности» между проверяемым и надзорным органом. То есть в рядовых ситуациях от профилактического визита организация вправе отказаться, и ей за это ничего не будет. Вместе с тем Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 дополнено новым положением: организации не вправе отказаться от профилактических визитов, которые проводятся по поручению президента или правительства. И в случае обнаружения нарушений предписание организация обязана будет исполнить. Также избежать проверок не удастся образовательным учреждениям дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, чьи объекты отнесены к категориям высокого или чрезвычайно высокого риска.

Особые правила установлены для предписаний, которые были выданы до 10 марта 2023 г. и на эту дату продолжали действовать. В день, когда срок исполнения такого предписания истекает, он продлевается автоматически на 90 календарных дней. Кроме того, контролируемое лицо вправе ходатайствовать о дополнительном продлении срока исполнения предписания. Заявление можно подать не позднее предпоследнего дня до истечения его срока действия. Ходатайство рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня регистрации. При этом вопрос, на какой срок можно дополнительно продлить исполнение предписания, остался открытым.

Полагаем, что отмена запрета на выдачу предписаний даже в условиях введенного моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий до 2030 г. не обеспечивает полноценную защиту предпринимателей от чрезмерного вмешательства в их деятельность государственных органов.

Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю. Соответственно, неисполнение предписания либо отсутствие ответа на него в установленный срок, влечет за собой привлечение к ответственности лица, в отношении которого проводятся контрольно-надзорные мероприятия, что не снижает степень административного давления на бизнес.

Безусловно, отменять полностью государственный контроль в условиях существования недобросовестных предпринимателей, которые позволяют в своей деятельности нарушение действующего законодательства, недопустимо. Однако, считаем, что требуется введение более эффективных мер по уменьшению государственного контроля, а не подмена понятий, используемых правоприменителями.

Определены правила рассмотрения заявлений об изменении категории риска. До конца 2030 г. компании могут подать заявление об изменении категории риска своей деятельности или объекта контроля в том же порядке, что и досудебную жалобу на решение надзорного органа.

Внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра контрольных мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604. Например, теперь надзорный орган не вправе проводить плановое КНМ, если заблаговременно не внес его в реестр. Единый реестр видов контроля синхронизирован с порталом госуслуг. Через него предприниматели могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые решения по итогам КНМ и обжаловать их в досудебном порядке при помощи специального сервиса.

Таким образом, формально и юридически законодатель движется в сторону поэтапного снижения административной нагрузки в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Однако, складывается ситуация, что в отношении любого предпринимателя в разных сферах бизнеса возможна инициация мер государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при не снижающейся налоговой нагрузке и в условиях нестабильной экономической ситуации.

В любом случае качественным показателем безопасности бизнеса и эффективности принятых мер уже по итогам 2023 года будет являться снижение количества проведенных мероприятий органами, осуществляющими государственный и муниципальных контроль. И уменьшение оспоренных предпринимателями вынесенных предписаний об устранении допущенных нарушений. Ведь главная цель данных законодательных актов – это создание благоприятных условий для развития бизнеса, снижение судебной нагрузки и формирование положительного инвестиционного климата в стране.

Обзор изменений, относящихся к мораторию 2030