Судьи путаются в расчетах сроков наказания
Для точного применения правовых норм Фемиде нужен алгоритм.
Верховный суд (ВС) напомнил о запрете ухудшать положение осужденных вне строго определенной процедуры. Проблема в том, что хотя суды обычно понимают принципы регулирования уголовно-процессуальной сферы, там часто путаются в расчетах и перерасчетах сроков заключения. Особенно если есть обстоятельства, позволяющие или смягчить, или ужесточить приговор, не говоря уже об их совокупности. Со стороны экспертов давно звучат предложения создать алгоритм, который вычислит за судей диапазон посадок. Такая система сможет и интерпретировать совокупность правовых норм для конкретного случая, и кратко пояснить, почему стоит назначить именно эту санкцию.
В рассмотренном ВС деле три инстанции так и не смогли прийти к единому решению о том, какое наказание назначить преступнику-рецидивисту.
Первоначально ему выписали три года в исправительной колонии особого режима и еще полтора года не отбытого ранее наказания. Апелляция изменила приговор – 2,5 года лишения свободы плюс год неотбытого. Кассация, прибавив к основному сроку 1,5 года из неотбытой части прежнего, таким образом формально ухудшила положение осужденного. На это и обратил внимание прокурор в своем представлении – дескать, нарушен запрет поворота к худшему, да к тому же еще без указания мотивов.
В свою очередь, ВС указал, что вышестоящие суды могут ужесточать приговоры нижестоящих инстанций только по представлениям прокуратуры или потерпевших, при этом они непременно должны такое решение мотивировать, например указывать на наличие в деяниях вредных последствий. Соблюдение данного запрета является одним из немногих положительных моментов в российском уголовном судопроизводстве, сказал «НГ» адвокат АК «Бородин и Партнеры» Владислав Шурховецкий.
Официальной статистики решений об ухудшении положения осужденных нет, но их доля реально невелика. В том числе и потому, что если суд первой инстанции еще волен в выборе строгости наказания, то в апелляционных и кассационных судах уже вынуждены отталкиваться от изначально назначенного наказания при рассмотрении вопросов о смягчении и ужесточении. При этом, кроме представлений прокуроров и жалоб потерпевших, по действующему законодательству кассационная инстанция не вправе ухудшать приговор после истечения срока, превышающего один год со дня его вступления в законную силу.