Торговые сети вправе взимать с поставщиков убытки из-за штрафов за реализацию некачественной продукции

Адвокат Наталья Корнилевская дала комментарий к статье Адвокатской газеты, посвященной Определению Верховного Суда РФ по делу об оспаривании торговой сетью решения антимонопольного органа о привлечении ее к административной ответственности за взыскание со своего контрагента штрафов в связи с поставкой некачественной продукции.

В июне 2018 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области выявило ряд нарушений в деятельности торговой сети ООО «ЛЕВ». По мнению контролирующего органа, торговая сеть нарушила Закон о торговле, обязав своего контрагента возместить расходы, понесенные в связи с уплатой штрафа за реализацию творога, произведенного ООО «УГМК-Агро» с нарушением технических регламентов. Суды согласились с позицией УФАС, мотивировав решения тем, что взыскание в данном случае с контрагента убытков нарушает установленные федеральным законом требования к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности (статья 14.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ООО «ЛЕВ» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации Судебная коллегия по экономическим спорам сочла жалобу обоснованной и поддержала доводы заявителя, мотивировав свое решение тем, что действующее законодательство РФ и практика его применения не исключают возможности взыскания лицом, которое уплатило наложенные на него административные штрафы, соответствующих убытков с другого лица. Судебные акты нижестоящих инстанций были отменены, а решение антимонопольного органа о привлечении ООО «ЛЕВ» к административной ответственности по ч. 7 ст. 14.42 КоАП РФ признано незаконным.

По мнению Натальи Корнилевской, принятый после многолетнего и весьма бурного обсуждения Закон о торговле представляет собой результат нелегкого компромисса между продовольственным и торговым бизнесом. «Ответственность за нарушение установленных указанным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности предусмотрена ст. 14.42 КоАП РФ. Законом от 3 июля 2016 г. № 273-ФЗ данная норма права дополнена ч. 7, которая не содержит подробного описания нарушения, а отсылает нас к антимонопольному законодательству РФ, где и раскрывается содержание элементов инкриминируемого правонарушения. Кроме того, положения ст. 14.42 КоАП РФ распространяются на правоотношения, регулируемые Законом о торговле, в то время как согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ основным вопросом комиссии антимонопольного органа является установление факта нарушения антимонопольного законодательства РФ», – пояснила эксперт. По ее словам, комментируемое определение ВС РФ поможет «выровнять» правоприменительную практику по данной категории споров не в пользу ФАС России.

Источник