Возможно ли получить медкарту умершего родственника?

Ольга Рогачева выявляет в законе критический пробел. Современные нормы об охране здоровья граждан предусматривают, что полную медицинскую документацию может получить лишь сам пациент или его законный представитель. Другие лица вправе ознакомиться с ней с его письменного согласия либо в некоторых случаях, например, если больной не способен выразить свою волю. Однако согласие на разглашение врачебной тайны не является общераспространенным документом. И если не написавший его пациент погибает, то супруг или родственники не смогут получить никаких сведений о болезни, кроме заключения с диагнозом и причиной смерти.

С проблемой постарался разобраться Конституционный суд Российской Федерации. В недавнем Постановлении от 13 января 2020 г. № 1-П предметом рассмотрения стал отказ медицинской организации в выдаче документации о ходе болезни умершего пациента, за которой обратилась его супруга. Обращения в суды двух инстанций остались безрезультатны.

КС определил, что действующее законодательство никак не регулирует возможность доступа к сведениям о здоровье погибшего его супруга, близких родственников или других заинтересованных лиц. У них есть лишь несколько способов узнать о судьбе больного. Так, врач может в деликатной форме информировать супруга или близкого родственника пациента, если имеется неблагоприятный прогноз в отношении исхода заболевания. Кроме того, подписывая информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, больной имеет право указать человека, которому может быть передана информация о состоянии его здоровья. Но даже этот документ не дает право получить, например, амбулаторные или стационарные карты.

Ольга Рогачева делает вывод, что единственным решением проблемы является соглашение о разглашении врачебной тайны, которое может подписать пациент или его законный представитель. Другим родственникам для этого надо иметь нотариально удостоверенную доверенность. Но «поиск лазеек» не является выходом из сложившейся ситуации, полагает адвокат. Ведь информация, касающаяся здоровья близкого, может быть не менее важна для человека, чем сведения о нем самом. Отказ в ее получении нарушает права родственников пострадавшего, на что неоднократно указывал и КС РФ, и ЕСПЧ. Особенно это существенно в ситуации, когда близкие подозревают, что к гибели их родственника привела несвоевременная или некачественно оказанная медицинская помощь. то тем более существенно в ситуации, когда супруг или родственник имеет подозрения, что к гибели близкого ему человека привела несвоевременная или некачественно оказанная медицинская помощь. Также доступ к медицинской информации умершего может потребоваться членам его семьи при необходимости диагностирования и лечения генетических, инфекционных и иных заболеваний.

К счастью, с ноября 2020 года в этой сфере ожидаются изменения. Минздрав начал разработку законопроекта об обеспечении доступа к информации о состоянии здоровья человека после его смерти. Важно, чтобы там предусматривались правила о том, как взаимодействовать с медицинскими организациями для получения документов. Но и сейчас Постановление КС РФ дает такую возможность: потребовать медицинские сведения умершего могут супруг, близкие родственники или лица, указанные в информированном добровольном согласии пациента.

Источник