Что процессуальный КоАП нам готовит?

Подробности инициативы.
Проект Кодекса разработан во исполнение поручения Правительства РФ от 4 июня 2019 года. Он состоит из 5 разделов. Существенное внимание в документе уделено регламентации прав участников производства и доказательствам по делам об административных правонарушениях. В отличие от действующего КоАП РФ, можно по любому делу теперь провести административное расследование, — поясняет Ольга Рогачева.

Значительный блок норм связан с рассмотрением судом жалоб и протестов на постановления и решения по делам об административных правонарушениях, не вступившие в законную силу, а также с пересмотром вступивших в силу актов. В частности, подробно урегулированы сроки подачи и рассмотрения жалоб, указаны виды и структура принимаемых решений. В законопроекте также рассмотрен вопрос о применении срока давности привлечения к административной ответственности. Теперь срок может подлежать применению как на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, так и на стадии его пересмотра.

Важная новелла нового кодекса — положения, регламентирующие порядок объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство.

Вопросы вызывает даже само название кодекса: почему «процессуальный», если по тексту употребляется термин «производство по делу об административном правонарушении»? По-новому звучит принцип презумпции невиновности в отношении юрлиц. Думается, что употребление формулировки «вина предполагается» повлечет усмотрение в правоприменительной практике, а дальше, по сути — объективное вменение. Новый КоАП во многом отражает сложившуюся судебную практику. Но проблема здесь состоит в том, что суды формально подходят к определению виновности — форма вины не выясняется.

Из плюсов нового кодекса можно выделить то, что впервые предусмотрена подача процессуальных документов в электронной форме. Наконец-то процессуальная революция дошла и до КоАП!

По моему личному мнению, — резюмирует Ольга Рогачева. — Сейчас в действующем законодательстве наблюдается тенденция к расширению административно-юрисдикционной, а по сути — судебной функции органов исполнительной власти и их должностных лиц. Это противоречит принципу недопустимости соединения судебной и административной функций в руках исполнительного органа.

Источник