Сергей Бородин обсудил в Общественной палате РФ изменения в Конституцию

Организатором общественных слушаний выступила секретарь Общественной палаты Лидия Михеева,  директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. По их итогам все предложения будут сформированы в единый документ и направлены в рабочую группу.

Предлагаем вашему вниманию основные тезисы выступления Сергея Бородина:

1. О праве Конституционного Суда РФ блокировать решения межгосударственных органов. Из-за такой поправки мы можем потерять эффективный инструмент судебной защиты граждан — Европейский суд по правам человека. За последние годы именно его пилотные постановления заметно обогатили российскую правовую систему. При этом игнорируются положения ч.4 ст. 15 Конституции о приоритете международного права над национальным законодательством. Перед ратификацией каждый международный договор проходит фильтр Конституционного Суда. Тем самым мы презюмируем конституционность содержащихся в международном договоре правил, а значит – должны исполнять в полном объеме.

2. О самостоятельности властей. Президенту Российской Федерации предлагают предоставить «супервето». Если глава государства не согласен с федеральным законом, преодолевшим первоначальное президентское вето, он вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности законодательного акта. При этом, судьи Конституционного суда будут назначаться по представлению Президента. Можно ли в такой ситуации говорить об автономности и самостоятельности принятия ими решений по запросам главы государства? Вопрос риторический.

3. О наделении Президента полномочиями по отстранению не только судей высших судов, но и кассационных и апелляционных судов, в случае совершения ими порочащего поступка. Это умаляет роль главы государства как гаранта Конституции и прав и свобод человека и гражданина. С определением нравственного облика судьи данного уровня справится и Высшая квалификационная коллегия судей. Сергей Владимирович считает, что такие преобразования могут нанести сильный удар по правовой защищенности наших граждан, независимости судебной и законодательной власти.