Госслужащий планирует увольняться по болезни — а что с дополнительным отпуском?

Конституционный суд Российской Федерации знает ответ (Постановление № 4-П от 23 января 2020 года).

В КС обратился бывший сотрудник органов внутренних дел, уволенный со службы в связи с заболеванием, полученным в период ее прохождения без предоставления отпуска по личным обстоятельствам. Им оспаривалась ч.1 ст.63 Закона о службе в ОВД РФ, исключающая возможность предоставления отпуска сотрудникам, увольняемым по основанию, закрепленному пунктом 1 части 3 статьи 82 (в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел).

Позиция КС: оспариваемая норма не позволяет однозначно определить, каким именно категориям сотрудников отпуск по личным обстоятельствам должен быть представлен. Федеральному законодателю необходимо принять меры по устранению неопределенности содержания части 1 статьи 63 вышеназванного закона.

Наш адвокат Ольга Рогачева считает, что постановление Конституционного Суда можно рассматривать в качестве судебного прецедента, поскольку в нем неоднократно встречаются ссылки на ранее сформулированные позиции. По ее мнению, на практике это может потребовать внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, так как отпуск по личным обстоятельствам предусмотрен и для государственных служащих других категорий.

В Постановлении Конституционного Суда РФ дается правовая оценка положениям закона о службе в органах внутренних дел, устанавливающим основания предоставления отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам ОВД, увольняемым со службы. До внесения соответствующих изменений в августе 2019 году, в правоприменительной практике сложилась ситуация, нарушающая принцип социальной справедливости, поскольку был установлен исчерпывающий перечень оснований расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, в частности, были отнесены основания, не связанные с виновными действиями сотрудника и напрямую от действий сторон служебных отношений не зависящие (увольнение по истечении срока действия срочного контракта, по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе, по соглашению сторон, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, по состоянию здоровья сотрудника и т.д.), а также основания, обусловленные нарушением прав сотрудника (нарушение условий контракта уполномоченным руководителем) либо его нежеланием проходить службу, в том числе в изменившихся условиях (отказ от перевода на иную должность или отказ от прохождения службы в особых условиях и др.). Однако увольнение в связи с болезнью среди них указано не было. Таким образом, оспариваемая норма, устанавливая право сотрудников органов внутренних дел на отпуск по личным обстоятельствам при стаже службы в органах  внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья, не позволяет однозначно определить, каким сотрудникам органов внутренних дел, с учетом категории их годности к службе и основания увольнения, такой отпуск должен быть предоставлен. Законодателю необходимо будет внести изменения, связанные с устранением неопределенности оснований предоставления отпуска по личным обстоятельствам.

Источник