Комментарий к проекту закона «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов»
Комментарий управляющего партнера Адвокатской конторы «Бородин и Партнеры», члена научно-консультативного совета Общественной палаты Российской Федерации Сергея Бородина к проекту закона «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов»
Законопроект «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются» был разработан в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Документ предусматривает обеспечение защиты лиц, сообщивших о незаконной деятельности внутри государственных органов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, госучреждений и предприятий, частных предприятий, общественных организаций от любых негативных последствий (в частности, от ущемления их прав и законных интересов, связанных с таким сообщением). Для эффективной защиты служащих и работников, сообщающих о коррупционных правонарушениях, планируется применять комплекс мер, включая: обеспечение конфиденциальности сведений, бесплатную юридическую помощь, защиту от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав и законных интересов в рамках исполнения должностных обязанностей.
На данный момент законопроект прошел нулевые чтения в Общественной палате Российской Федерации, и, по мнению экспертов, нуждается в доработке
Как отмечает управляющий партнер Адвокатской конторы «Бородин и Партнеры», член научно-консультативного совета Общественной палаты Российской Федерации Сергей Бородин,в названии проекта закона и далее говорится о коррупционных правонарушениях. В связи с этим необходимо определить терминологически, что является коррупционным правонарушением. Федеральный закон «О противодействии коррупции» содержит понятие «коррупция». В Уголовном Кодексе РФ перечислены только составы преступлений, в КоАП РФ – составы правонарушений. Таким образом, отсутствует официально установленный перечень преступлений и административных правонарушений коррупционной направленности, что порождает неопределенность, т.к. определение коррупции представляет собой открытый (неоконченный) перечень преступлений.
В законопроекте отсутствуют как понятие коррупционного административного правонарушения, так и статьи, определяющие составы таких правонарушений, и санкции за их совершение.
Так же стоит отметить, что в России существует только обязанность лица сообщать о фактах коррупции, когда его непосредственно склоняют к совершению коррупционных действий. Обязанности сообщать о ставших известными фактах коррупции в отношении других лиц — нет. Кроме того, трудовое законодательство слабо защищает сотрудника, который может заявить о таких фактах. КоАП РФ также не содержит санкций для организации в связи с применением негативных мер к сотруднику, сообщившему о факте коррупции. В связи с этим, в проекте указанного закона необходимо установить санкции за применение негативных мер к лицу, сообщившему о факте коррупции, или сделать отсылку на виды ответственности.
Так же проект определяет круг лиц, которым предоставляется защита: само лицо, которому предоставляется защита, его родственники и близкие. Однако вместе с тем статья 14 проекта ФЗ предусматривает, что лицо, самостоятельно определяет круг лиц, относящихся к числу его родственников и близких, в целях защиты их прав и законных интересов в связи с сообщением о коррупционном правонарушении. Это является необоснованно размытым правом, ведущим к злоупотреблениям.
В проекте дублируются защитительные механизмы, применяемые в сфере уголовного судопроизводства.
На мой взгляд, законопроект необходимо дополнить положением о том, что лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие борьбе с коррупцией, находится под защитой государства, а сведения об этом лице, являются государственной тайной и представляются только по запросам суда в порядке, установленном законом. Разглашение этих сведений влечет ответственность, установленную законом.
Кроме того, хочу обратить внимание, что бесплатная юридическая помощь как мера защиты лица, сообщившего о коррупционном преступлении, в том виде, в котором она существует в настоящее время, может оказаться неэффективной. В целях усиления гарантий защиты физлица целесообразно внести изменения в ФЗ N 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и предоставить оказание юридической помощи лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, только адвокатам.