Проблемы регистрации юридических лиц с иностранным участием, или Проблемы правопонимания налоговых органов
Воронежский адвокат, 2014г
Российская бизнес-среда в свете событий 2014 года не является столь заманчивой для иностранных инвесторов. Но и те немногие отважные зарубежные компании, зарекомендовавшие себя в качестве надежных партнеров и крупнейших товаро- и услугопроизводителей в определенной отрасли, в частности, на территории Германии, воронежские регистрирующие органы не особо жалуют.
Иностранный инвестор (не оффшорная организация, как Вы могли бы предположить) изъявил желание запустить свое производство в Воронежском регионе. Для этого ему понадобилось зарегистрировать юридическое лицо организационно-правовой формы «общество с ограниченной ответственностью» на территории Воронежской области со 100-процентным иностранным участием. Стартовала совместная работа «инвестор (иностранный) – адвокаты (российские)» по формированию пакета документов для регистрации ООО.
Для этого адвокатам, осуществляющим свою деятельность в г. Воронеже, была выдана нотариальная доверенность (составлена в Германии, апостилирована и переведена на русский язык в Москве). Отдельно отметим, что в доверенности специально прописаны полномочия представителей иностранной компании на подписание заявления в регистрирующий налоговый орган, его подачу, получение, а также на уплату государственной пошлины за регистрационные действия.
По получении от учредителя всех необходимых документов (часть – составлены на территории Российской Федерации, часть – на территории Германии, вследствие чего апостилированы и переведены на русский язык) адвокат-представитель по доверенности подписал у нотариуса (!) заявление о государственной регистрации юридического лица, оплатил государственную пошлину за совершение регистрационных действий (что также было предусмотрено договором об оказании юридических услуг между адвокатами и иностранной компанией и входило в цену договора).
Через пять рабочих дней из налогового органа был получен отказ в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
Как указал налоговый орган в своем отказе, заявителем выступил не руководитель учредителя регистрируемого юридического лица, а гражданин РФ, действующий по доверенности от иностранной компании – учредителя.
Таким образом, как считает регистрирующий орган, заявление по форме Р 11001 подписано неуполномоченным лицом, что влечет отказ в государственной регистрации.
Кроме того, налоговый орган «не увидел» уплаты государственной пошлины, поскольку плательщиком в документе указан все тот же гражданин РФ, подписавший заявление о государственной регистрации. Следовательно, документ об уплате государственной пошлины также не считается представленным.
Насколько правомерен отказ в государственной регистрации юридического лица по подобным основаниям?
Первоначальная редакция Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ в качестве заявителя при представлении документов при государственной регистрации юридического лица при его создании указывала, в том числе, лицо, действующее на основании доверенности. Настоящее положение просуществовало до 1 января 2014 г. Но и впоследствии налоговые органы разделились на тех, кто поддерживал старую практику и регистрировал юрлица на основании заявлений, подписанных представителем по нотариальной доверенности, и на тех, кто изменения в Закон № 129-ФЗ воспринял в качестве запрета регистрации юридических лиц на основании подобных заявлений.
Министерство РФ по налогам и сборам 20 сентября 2004 г. издало письмо № 09-0-10/3733@ «О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении», в котором поясняет следующее. При свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, предусмотренного статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 9 Закона. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или для отказа в таковом.
В рассматриваемом нами случае отказа в государственной регистрации юридического лица со 100-процентным иностранным участием представитель учредителя по нотариальной доверенности обратился к нотариусу за свидетельствованием подлинности подписи на заявлении по форме Р 11001. Полномочия представителя нотариусом были проверены, нотариус пришел к выводу о том, что представитель по доверенности является надлежащим заявителем и засвидетельствовал подлинность его подписи на заявлении о государственной регистрации юридического лица. Более того, нотариус, совершавший данное регистрационное действие, подтвердил, что практика подписания заявлений о государственной регистрации юрлица при его создании представителем по нотариальной доверенности действительно существует.
Уже сложилась судебная практика, подтверждающая правомочность представителя по доверенности подписывать заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице от имени участника общества, отчуждающего долю (например: Постановление ФАС Уральского округа от 25.02.2014 № Ф09-217/14 по делу № А76-7541/2013).
Имеется и многочисленная судебная практика относительно вопроса о непротиворечии действующему законодательству уплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий при создании юридического лица представителем по доверенности (например: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.02.2012 № Ф03-6892/2011 по делу № А24-2481/2011).
Однако все вышеперечисленное не имеет для налоговых органов никакой юридической силы. Не увидев в статье 9 Закона № 129-ФЗ заветных слов о «представителе по доверенности» и имея на руках заявление о государственной регистрации по форме Р 11001, подписанное таким представителем учредителя, налоговый орган отказывает в государственной регистрации юридического лица.
Столь узкий формальный подход регистрирующего органа не позволяет выйти на региональные рынки достойным контрагентам, в том числе и крупнейшим иностранным компаниям, верящим в Верховенство Закона.
Елена Подкопаева